Интервью Посла России в Италии С.С.Разова журналу «Международные сценарии» 17/06/2022
1. Господин Посол, добро пожаловать снова в «Международные сценарии». 24 февраля Россия начала то, что она назвала «специальной военной операцией» на Украине, признав официально несостоятельными Минские соглашения, которые более семи лет заставляли стороны и европейские канцелярии искать удовлетворительный компромисс. Что побудило Президента России В.В.Путина принять такое решение?
Вы вспомнили о Минских соглашениях – это был действительно важный документ, на реализацию которого были направлены усилия в течение 7 лет. Обратите внимание, наши западные партнеры - США, ЕС и соавторы Минских соглашений - Франция и Германия - постоянно говорили о важности их соблюдения, акцентировали ответственность российской стороны. Мы обращали внимание на то, что в тексте соглашений Россия вообще не упоминалась, а речь шла об ответственности Киева, который должен был выполнить ряд ключевых положений документа в контакте с властями непризнанных республик ДНР и ЛНР. Практически ничего украинской стороной выполнено не было. Перечитайте этот двухстраничный текст из 13 пунктов, и вы со мной согласитесь. Ответственность за провал Минских соглашений однозначно лежит на Киеве. Какие-либо альтернативные мнения на этот счет не имеют основания.
Что касается мотивов, которые побудили Президента России принять решение о начале специальной военной операции, то он об этом неоднократно публично заявлял. Это было вынужденное решение, связаное как с отбрасыванием Киевом Минских соглашений, необходимостью защиты мирного населения ДНР и ЛНР, так и с известной негативной реакцией США и НАТО на наши предложения, выдвинутые в конце 2021 г., касательно вопросов стратегической стабильности и безопасности, самым непосредственным образом затрагивающих жизненные интересы России.
2. Реакция Евросоюза и США была очень сильной, с применением жестких санкций против России и исключением из международной платежной системы (SWIFT) c целью удара по ее экономике и принуждения ваших вооруженных сил к выводу с территории Украины. Какое влияние эти меры оказали и оказывают на внутренний рынок?
Да, действительно, санкции сколь жесткие, столь и контрпродуктивные, а с юридической точки зрения – нелигитимные.
Разумеется, они оказывают негативное влияние на экономическую ситуацию в России. Впрочем, как и на экономику Европы, ибо санкции –обоюдоострое оружие, действие которого неизбежно отражается как на объекте санкций, так и на его инициаторах. Что касается статистических показателей, то прогнозы относительно замедления темпов экономического роста Еврозоны и рекордного роста в ней инфляции вам, разумеется, известны. Если говорить о юридической стороне дела, то, согласитесь, блокирование российских валютных резервов на счетах западных банков на сумму 350 млрд американских долл. трудно расценить иначе, как неприкрытый грабеж среди бела дня. А арест без суда и следствия и каких-либо юридических оснований имущества российских граждан, например, в Италии на сумму около 1 млрд евро, о чем с непонятной гордостью сообщают итальянские СМИ? Как быть с законодательно закрепленной неприкосновенностью частной собственности?
Президент и Правительство Российской Федерации принимают действенные и, на мой взгляд, адекватные меры для противодействия введенному против нас санкционному режиму. Речь идет, в частности, о линии на импортозамещение, которое позволит компенсировать, по крайней мере – частично, уход с нашего рынка многих западных компаний. Кстати, на этом рынке десятилетиями весьма успешно работали 400-500 итальянских компаний, которые, по моим наблюдениям, без энтузиазма воспринимают перспективу прекращения или замораживания своей деятельности, но, по понятным причинам, опасаются так называемых вторичных санкций США и ЕС за несоблюдение антироссийского санкционного режима. Это тот случай, когда так называемые евроатлантическая солидарность и блоковая дисциплина напрямую отражаются на интересах итальянского бизнеса. Не мне судить, что для Италии более важно.
3. Среди наиболее уязвимых в этой ситуации европейских партнеров несомненно есть Италия, которая, заплатив высокую цену санкциями и контрсанкциями, введенными в 2014 г., теперь рискует расширенным блокированием производственной деятельности, если Брюссель решит внезапно остановить поток поставок газа из России. Как Вы думаете, удастся ли восстановить дипломатический канал с Римом, если получится преодолеть наиболее острую фазу продолжающегося конфликта?
Что касается поставок энергоресурсов (Италия получает из России около 40% потребляемого газа и 10% нефти и нефтепродуктов), то Россия десятилетиями была во всех отношениях надежным партнером, а российский экспорт – одним из гарантов энергетической безопасности Италии. Теперь западные партнеры в порядке наказания за самостоятельный и независимый внешнеполитический курс России вводят эмбарго на поставки и транспортировку российской нефти в Европу и ведут речь о прекращении в ближайшей перспективе импорта газа из России.
Кому и зачем это нужно? Ведь понятно, что поставки трубного российского газа заместить быстро не удастся, несмотря на ведущиеся Италией переговоры с Алжиром, Азербайджаном, Египтом, Анголой и рядом других стран. Импорт сжиженного газа потребует растянутых во времени и весьма дорогостоящих усилий по созданию регазификаторной инфраструктуры и приведет к существенному удорожанию энергоносителей (трубный газ по определению дешевле СПГ). Все это отразится и уже отражается на стоимости газа и вырабатываемой из него электроэнергии как для производственного предназначения, так и для домохозяйств. Цифры итальянской статистики на этот счет вам, конечно, известны.
Что касается Вашего вопроса о восстановлении дипломатических каналов с Римом, то Россия к их блокированию отношения не имеет. Не мы являемся инициаторами продолжающейся деградации наших двусторонних отношений. Не Россия замораживает контакты на высоком политическом уровне и хорошо зарекомендовавшие себя механизмы и форматы взаимодействия. Не Россия призывает свой бизнес выходить из взаимовыгодного сотрудничества. Не Москва является инициатором безосновательной и бессмысленной высылки дипломатов. Я уже не говорю о господствующей в СМИ Италии линии в отношении России и ее руководства, которую трудно квалифицировать иначе, как недружественную (и это, пожалуй, самое мягкое определение). В этой крайне сложной исторической ситуации я неизменно повторяю: необходимо смотреть хотя бы на шаг-два вперед. История сегодняшним днем не заканчивается. Кризисы приходят и уходят, а государственные интересы остаются. Важно сохранять взвешенный, разумный подход, чтобы не утратить то позитивное, что было накоплено за десятилетия дружественного и партнерского сотрудничества.
4. «Зеленый свет» ЕС на поставку оружия украинским вооруженным силам поставил присоединяющиеся страны в положение, которое можно было бы определить как «пассивное участие в военных действиях». Фактически, Венгрия – единственный член Евросоюза, избравший иной путь в пользу своей национальной безопасности и примата дипломатии. Считаете ли Вы, что эта позиция, подвергшаяся резкой критике со стороны Брюсселя, может проложить путь к изменению политики и в других европейских странах?
Логика, в соответствии с которой массированная поставка оружия Украине является средством достижения мира, представляется мне, как минимум, странной. Ведь по существу речь идет о безграничном подпитывании конфликтной ситуации, чреватом ее затягиванием и лишь умножением жертв и разрушений. Эта логика, насколько я понимаю, разделяется далеко не всеми и в Италии. Если отбросить политическую фразеологию, то по факту итальянским оружием будут убивать российских военнослужащих. А это, согласитесь, вносит дополнительный негативный элемент в наши двусторонние отношения, который мы не можем не учитывать. Кроме того, не может быть полной ясности и в том, в чьи руки реально попадает это оружие. Ведь помимо регулярных вооруженных сил в боевых действиях на Украине участвуют националистические и территориальные формирования, неподконтрольные или не полностью контролируемые Киевом. Куда расползется это оружие, в каких регионах за пределами Украины оно в дальнейшем будет использовано – это вопрос, на который нет ответа.
5. Некоторые наблюдатели утверждают, что вся или какая-то часть территории Юго-Восточной Украины будет включена в состав Российской Федерации вслед за Крымом. В любом случае, какую гуманитарную и социальную помощь планирует оказывать Кремль уже «освобожденным территориям»?
Я бы не стал включаться в дискуссию относительно будущего государственного и административно-территориального устройства Украины. В любом случае, это вне рамок моей компетенции как посла в Италии. Об этом, видимо, можно будет предметно говорить после завершения специальной военной операции на Украине, о целях и задачах которой многократно говорил Президент Российской Федерации.
17/06/2022